О дорисовывании как методе воспитания я впервые узнала от Шалвы Амонашвили, хотя с сутью этого метода сталкивалась уже не раз, в различных источниках. Суть метода очень импонирует мне, поскольку не только очень гуманна, человечна, но и подразумевает глубокую веру в то, что в глубине души каждый ребенок представляет собой светлое и чистое творение, которому надо помочь проявиться. Это фактически антипод авторитарным методам, которыми часто наполнена и наша система образования, и наши родительские головы. Почему-то привычнее звучат слова "бестолочь", "лентяй", "что из тебя вырастет", чем слова поддержки и веры в то, что вырастет человек благородный, разумный, добрый, созидательный.
Дорисовывание подразумевает, что и до рождения малыша, и позже, по мере его взросления, у нас есть некоторый образ того Человека, в которого превратится этот маленький, беспомощный комочек. В психологии давно доказано, что люди любого возраста (а дети - тем более) имеют свойство вести себя в соответствии с тем представлением и теми ожиданиями, которые исходят от окружающих. Так, не всегда осознанно, ребенок впитывает от нас представление о себе как о хулигане или рыцаре, как о глупом или разумном, как об агрессивном или добром. А представление о себе выливается в соответствующие этому образу поступки. Конечно, намерения родителей чаще всего представляют собой "лучшие побуждения". Но реагируя даже на плохой (грубый, жестокий, безответственный) поступок ребенка навешиванием негативного ярлыка, мы тем самым закрепляем у ребенка именно такой образ его собственного характера и поведения.
Суть метода дорисовывания - создание такого образа ребенка, который помогал бы ему раскрывать в себе лучшие, высшие качества характера (ответственность, справедливость, сострадание, мудрость и т.п.). Этот образ должен быть настолько ярким в нашем сознании, чтобы не позволять нам сходить с пути даже тогда (и особенно тогда), когда ребенок ведет себя противоположным образом. Ведь этот образ - не иллюзия и убеждение себя, что ребенок уже "идеален". Это скорее маяк на нашем воспитательном пути. То, до чего мы хотим добраться.
Важно, как мне кажется, подчеркнуть, что, используя дорисовывание как метод воспитания, нельзя ломать индивидуальность ребенка. Почувствуйте разницу на таком примере. Ответственность или безответственность - это не индивидуальность, а степень воспитанности и зрелости. Ограниченность или эрудированность - это тоже не индивидуальность, а степень развития интеллектуальных возможностей. Честность или склонность к обману - не индивидуальность, а степень нравственного развития. А вот склонность к наукам или ручному труду - это индивидуальные особенности. Усидчивость или подвижность - индивидуальные особенности. Думаю, идея понятна. Очень хорошо ситуация принятия и непринятия индивидуальности ребенка показана в фильме "Билли Элиот" - очень рекомендую его посмотреть именно под этим углом. Красиво и образно описал процесс дорисовывания Шалва Амонашвили в "Балладе о воспитании":
Великий Художник – Бог – создал эскиз будущей картины и сказал своему ученику – то есть – нам: – Дорисуй и доведи до совершенства! Мы поняли, что Учитель испытывает нас. Но мы верим в нашего Учителя и чувствуем, что в эскизе скрыт шедевр. Мы призвали все наши способности и попытались представить этот шедевр. И начали дорисовывать эскиз: осторожно наложили первый штрих, первую краску, отошли в сторону, чтобы взглянуть, что получается. И видим: эскиз оживает. Без спешки, осторожно, с верою и любовью делаем другой штрих и накладываем краску. Эскиз ещё более оживает. Но нам понадобится не день, не месяц, а долгие годы, чтобы закончить весь эскиз. Ведь надо, чтобы у нас получился шедевр! О чём же мы будем молить Творца, чтобы довести дело до конца? О трёх вещах. О том, чтобы даровал Он нам: веру в Первообраз, веру в себя, что делаем всё правильно, творящее терпение.
Да, без этих трех опор действительно не обойтись. И если про веру мы уже немного сказали, то о творящем терпении хотелось бы добавить еще пару штрихов. "Творящее терпение" - это не просто бездействие или выжидание, что всё нужное разовьется само, а ненужное отсеется. Это активность, но - прежде всего - активность на уровне нашего сознания (создать и сознавать этот образ всегда - в каждом поступке, взгляде, слове видеть шаг, приближающий или шаг, отдаляющий нас от цели). Но при этом никогда не спешить. Не опускать руки. Не прекращать усилий, даже если кажется, что получающийся рисунок далек от шедевра. Ведь сколько взмахов кисти еще впереди! Вот, как описывает творящее терпение Шалва Амонашвили:
Творящее терпение – это процесс творческого проявления Первообраза в Ребёнке, а не выжидание того, что будет после нашего доброго наставления. Скажет кто-то: «А если ребёнок не слушается? Если он всё делает нам назло? У нас ведь тоже есть нервы?» У нас есть нервы, но они особенные. Если струна скрипки оборвётся при исполнении ноктюрна, оборвётся мелодия. Если оборвутся наши нервы от строптивого нрава Ребёнка, оборвётся само воспитание – питание духовной оси. Потому мы грустно и тихо, с сочувствием сказали бы Ребёнку, действующему нам на нервы: «Что же, делай, как знаешь!» И это было бы дорисовывание творящим терпением. А в следующий раз он бы услышал от нас: «В тебе просыпается мудрость! Мы счастливы!»
А напоследок хочу добавить, что дорисовывание - это не только метод воспитания детей. Это еще и способ построения и развития отношений, в том числе - с супругом. Да, в каждом из нас смешаны самые разнообразные качества... и не всегда лучшие. Но к каким качествам мы обращаемся чаще? Что видим в близком человеке, на что указываем: недостатки или проявления благородства? Силу или слабость? Потакание своим желаниям или разум? Ведь принцип тот же, что и с детьми: люди ведут себя в соответствии с теми ожиданиями, которые на них транслируют окружающие. Это ли не повод увидеть лучшее в тех, кто нас окружает?
Немає коментарів:
Дописати коментар