Это выдержки из книги Тамары Андреевны Патрушиной "Беседы с родителями первоклассника".
Т. А. Патрушина – известный петербургский учитель
начальных классов со стажем педагогической работы более 25 лет. Автор многих
статей и педагогических сборников. Сейчас она работает заместителем директора
по учебно-воспитательной работе «Школы им. И.В.Каргеля и Ф.В.Бедекера».
Читая ее книги находишь ответы на многие вопросы, которые задают себе родители школьников.
Надеюсь и вы найдете для себя что-то полезное.
Секреты первых неудач
Поговорим о том,
какие проблемы могут возникнуть уже тогда, когда ребёнок переступит порог
первого класса.
Обычно в конце занятий в вестибюле школы собираются мамы и папы,
дедушки и бабушки первоклашек. Им не терпится узнать об успехах своих маленьких
школьников. Но вместо радостной и чуть-чуть горделивой улыбки, вдруг осветившей
чье-то лицо, можно заметить потухший взгляд, растерянность и смущение.
Что делать, многие дети не готовы к учебному труду. Приходится устранять пробелы на ходу – и здесь учитель вправе рассчитывать на помощь родителей. Главное – не совершить при этом ошибки, не породить у ребёнка нежелание учиться. Как часто взрослые, сами того не ведая, воспитывают у малышей и пассивность, и боязнь усилий, и эгоизм. «Тяжело в ученье – легко в бою!» – едва ли не самая популярная пословица, которую много лет подряд повторяют школьникам. Старшие то и дело напоминают: «Да, учёба – это тяжёлая обязанность, но зато потом будет легко...» Но когда же это «потом»? Разве семилетний человечек в силах представить свою жизнь в перспективе? Нет, ему видимы лишь ближние цели, он весь живёт тем, что происходит в данный момент. Мир для него – это здесь и теперь. А мы ему твердим: всё хорошее – потом. А что же сейчас? А сейчас всё своё внимание (и, конечно, внимание ребёнка, ведь именно от нас он узнаёт, что теперь главное в его жизни) мы всецело сосредоточиваем лишь на том, что связано с каждодневным, кропотливым, подчас далеко не лёгким для маленького школьника трудом. Мы допекаем его придирками по мелочам – некрасиво написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Выискиваем прежде всего плохое, неправильное. Это становится едва ли не единственной темой домашних разговоров. И постепенно мы абсолютно забываем о другой – и главной – стороне учения. Мы забываем о радости открытия и познания нового.
Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться? Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха. Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:
– неправильное поведение ребёнка на уроке;
– затруднения в написании букв и цифр;
– неумение преодолеть трудности в практических действиях.
Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности.
Расстроенные родители Пети, естественно, приняли меры.
Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем. Его не шлепали (а ведь бывает и такое), но он хорошо понял, что домашнее благополучие будет зависеть от того, как отзовутся о нём в школе.
Давайте разберём этот случай подробнее. Петю готовили к поступлению в первый класс, научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные, индивидуальные задания. Однако это не так. Петю не приучили к очень важному – к самостоятельной работе. Он привык действовать только в тесном контакте со взрослым, под его постоянным наблюдением и контролем. В классе, где внимание педагога распределено между тридцатью (а порой и больше) учениками, Петя почувствовал себя «не у дел», так как не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. К тому же, изучаемый материал мальчику знаком. И часто, томясь от скуки, как всякий здоровый ребёнок, он искал себе занятие в игре. Первый печальный опыт его кое-чему научил: теперь Петя постарается развлекаться в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила. Конечно, это будет удаваться далеко не всегда, поэтому неприятные сцены дома станут повторяться, и вскоре мальчик начнёт относиться к ним словно к печальной неизбежности.
Как же требовалось поступить Петиным родителям?
Родители мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. Им следовало не внушать ребёнку страх ожидания новых конфликтов с преподавателем, а выразить надежду и вселить уверенность, что он сумеет справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры. Например, провести «репортаж» с уроков: что говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности, как с ними справлялись дети, какова была Петина доля в общих трудах, что нового он узнал и чему научился на уроке.
Подобный стиль общения с ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. К тому же, заинтересованность родителей исключает любое проявление неуважения к нему самому, к вопросам, которые он задаёт; к его высказываниям (пускай порой смешным, наивным, ошибочным); к его неудачам и промахам. В этих условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний. А, как известно, главным двигателем успешного учения является познавательный интерес.
Есть познавательный интерес – и учёба приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и дома после уроков.
При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный!
У Жени будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет неприязнь, а тут ещё родительские тревоги и волнения... Каждый раз, садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от работы, тем самым обрекая себя на поражение. Учебный труд превратится для неё в неприятную и тяжёлую повинность.
Мама Жени не столько помогла, сколько затруднила учёбу дочери. А уж превращать учебные занятия в наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители полагают, что чем больше ребёнок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Вот и получается: плохо напишешь – будешь переписывать и не две строчки, а две станицы. Взрослые забывают, что неокрепшие детские пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа окажется хуже, чем в начале.
Вероятнее всего, мамины сетования на то, что Женя неусидчива, хочет скорее «отвязаться», не лишены основания. Безусловно, трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь огорчения, ведь мама сердится, кричит... Вот и превращается учение в мучение – горький плод подобной «педагогики»!
Наказание следует за наказанием. В результате, в сознании девочки может закрепиться роковая связь: всё плохое в её жизни идёт от школы. А это, в свою очередь, непременно скажется на отношении к учёбе. Женя будет учиться уже не из желания познать новое, а из страха перед домашним наказанием.
Как можно объяснить такое отношение к маленькому человеку?
Очень просто. Оно определяется родительской позицией – взрослые отождествляют личность ребёнка с ролью ученика. Да, с приходом в школу главной деятельностью детей становится учение. Но беда в том, что родители рассматривают учебную деятельность как абсолютно главную и замыкают жизнь ребёнка только её рамками. У бедняги часто не остаётся времени даже на любимые занятия, ему некогда поиграть и погулять, встретиться с товарищами. День ото дня интерес к учёбе у маленького труженика постепенно угасает; а отметка становится единственным мерилом его школьных успехов и залогом родительского расположения. Из ученика, в полном смысле этого слова, он превращается лишь в исполнителя указаний взрослых и «получателя отметок».
Что можно посоветовать в этом случае?
Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы ещё только одну или две строчки.
В спокойной, доброжелательной обстановке, проникаясь верой в собственные возможности, Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов. А в какой общий домашний праздник могло вылиться ликование девочки, когда её прилежание было бы отмечено учительницей! Как бы расцвела она от похвалы перед всем классом! Это больше всего могло убедить Женю, в том, что залог успеха кроется в терпении и труде. И не было бы конфликта, а уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в притягательное и радостное занятие.
Что делать, многие дети не готовы к учебному труду. Приходится устранять пробелы на ходу – и здесь учитель вправе рассчитывать на помощь родителей. Главное – не совершить при этом ошибки, не породить у ребёнка нежелание учиться. Как часто взрослые, сами того не ведая, воспитывают у малышей и пассивность, и боязнь усилий, и эгоизм. «Тяжело в ученье – легко в бою!» – едва ли не самая популярная пословица, которую много лет подряд повторяют школьникам. Старшие то и дело напоминают: «Да, учёба – это тяжёлая обязанность, но зато потом будет легко...» Но когда же это «потом»? Разве семилетний человечек в силах представить свою жизнь в перспективе? Нет, ему видимы лишь ближние цели, он весь живёт тем, что происходит в данный момент. Мир для него – это здесь и теперь. А мы ему твердим: всё хорошее – потом. А что же сейчас? А сейчас всё своё внимание (и, конечно, внимание ребёнка, ведь именно от нас он узнаёт, что теперь главное в его жизни) мы всецело сосредоточиваем лишь на том, что связано с каждодневным, кропотливым, подчас далеко не лёгким для маленького школьника трудом. Мы допекаем его придирками по мелочам – некрасиво написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Выискиваем прежде всего плохое, неправильное. Это становится едва ли не единственной темой домашних разговоров. И постепенно мы абсолютно забываем о другой – и главной – стороне учения. Мы забываем о радости открытия и познания нового.
Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться? Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха. Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:
– неправильное поведение ребёнка на уроке;
– затруднения в написании букв и цифр;
– неумение преодолеть трудности в практических действиях.
Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА НА УРОКЕ
«Ваш Петя сегодня не читал и не следил за чтением товарищей. Весь урок катал карандаш по парте, а на математике рисовал в тетради!» – обратилась учительница к одной из женщин.
Во-первых, состоялся неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё хотя бы раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий.
Во-вторых, Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две следующие, которые в школе ещё не читали.
В-третьих, взамен испорченной тетради ему выдали новую, куда Петя до позднего вечера переписывал всё, что он успел сделать в старой. Наконец, его обязали на следующий день попросить извинения у учительницы и дать обещание, что впредь такого не произойдёт.
Что последовало за этим?Во-первых, состоялся неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё хотя бы раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий.
Во-вторых, Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две следующие, которые в школе ещё не читали.
В-третьих, взамен испорченной тетради ему выдали новую, куда Петя до позднего вечера переписывал всё, что он успел сделать в старой. Наконец, его обязали на следующий день попросить извинения у учительницы и дать обещание, что впредь такого не произойдёт.
Расстроенные родители Пети, естественно, приняли меры.
Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем. Его не шлепали (а ведь бывает и такое), но он хорошо понял, что домашнее благополучие будет зависеть от того, как отзовутся о нём в школе.
Давайте разберём этот случай подробнее. Петю готовили к поступлению в первый класс, научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные, индивидуальные задания. Однако это не так. Петю не приучили к очень важному – к самостоятельной работе. Он привык действовать только в тесном контакте со взрослым, под его постоянным наблюдением и контролем. В классе, где внимание педагога распределено между тридцатью (а порой и больше) учениками, Петя почувствовал себя «не у дел», так как не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. К тому же, изучаемый материал мальчику знаком. И часто, томясь от скуки, как всякий здоровый ребёнок, он искал себе занятие в игре. Первый печальный опыт его кое-чему научил: теперь Петя постарается развлекаться в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила. Конечно, это будет удаваться далеко не всегда, поэтому неприятные сцены дома станут повторяться, и вскоре мальчик начнёт относиться к ним словно к печальной неизбежности.
Как же требовалось поступить Петиным родителям?
Родители мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. Им следовало не внушать ребёнку страх ожидания новых конфликтов с преподавателем, а выразить надежду и вселить уверенность, что он сумеет справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры. Например, провести «репортаж» с уроков: что говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности, как с ними справлялись дети, какова была Петина доля в общих трудах, что нового он узнал и чему научился на уроке.
Подобный стиль общения с ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. К тому же, заинтересованность родителей исключает любое проявление неуважения к нему самому, к вопросам, которые он задаёт; к его высказываниям (пускай порой смешным, наивным, ошибочным); к его неудачам и промахам. В этих условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний. А, как известно, главным двигателем успешного учения является познавательный интерес.
Есть познавательный интерес – и учёба приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и дома после уроков.
При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный!
ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ БУКВ И ЦИФР
Женина мама услышала другое замечание: «Ваша дочь очень плохо пишет. С ней надо дополнительно заниматься дома».
Хотите знать последствия?
Конечно, родители девочки тоже были обеспокоены её неудачей. Под
руководством мамы она исписала две страницы. Та приходила в отчаяние от каждой
ошибки, требовала от дочери старания, упрекала её в лености и отсутствии
желания хорошо учиться. Желания писать у Жени действительно не было, поэтому
требование мамы писать каждый день по две лишних страницы она восприняла как
наказание.
У Жени будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет неприязнь, а тут ещё родительские тревоги и волнения... Каждый раз, садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от работы, тем самым обрекая себя на поражение. Учебный труд превратится для неё в неприятную и тяжёлую повинность.
Мама Жени не столько помогла, сколько затруднила учёбу дочери. А уж превращать учебные занятия в наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители полагают, что чем больше ребёнок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Вот и получается: плохо напишешь – будешь переписывать и не две строчки, а две станицы. Взрослые забывают, что неокрепшие детские пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа окажется хуже, чем в начале.
Вероятнее всего, мамины сетования на то, что Женя неусидчива, хочет скорее «отвязаться», не лишены основания. Безусловно, трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь огорчения, ведь мама сердится, кричит... Вот и превращается учение в мучение – горький плод подобной «педагогики»!
Наказание следует за наказанием. В результате, в сознании девочки может закрепиться роковая связь: всё плохое в её жизни идёт от школы. А это, в свою очередь, непременно скажется на отношении к учёбе. Женя будет учиться уже не из желания познать новое, а из страха перед домашним наказанием.
Как можно объяснить такое отношение к маленькому человеку?
Очень просто. Оно определяется родительской позицией – взрослые отождествляют личность ребёнка с ролью ученика. Да, с приходом в школу главной деятельностью детей становится учение. Но беда в том, что родители рассматривают учебную деятельность как абсолютно главную и замыкают жизнь ребёнка только её рамками. У бедняги часто не остаётся времени даже на любимые занятия, ему некогда поиграть и погулять, встретиться с товарищами. День ото дня интерес к учёбе у маленького труженика постепенно угасает; а отметка становится единственным мерилом его школьных успехов и залогом родительского расположения. Из ученика, в полном смысле этого слова, он превращается лишь в исполнителя указаний взрослых и «получателя отметок».
Что можно посоветовать в этом случае?
Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы ещё только одну или две строчки.
В спокойной, доброжелательной обстановке, проникаясь верой в собственные возможности, Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов. А в какой общий домашний праздник могло вылиться ликование девочки, когда её прилежание было бы отмечено учительницей! Как бы расцвела она от похвалы перед всем классом! Это больше всего могло убедить Женю, в том, что залог успеха кроется в терпении и труде. И не было бы конфликта, а уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в притягательное и радостное занятие.
Продолжение следует...
Немає коментарів:
Дописати коментар